img--ar

Моторная алалия у детей

Что такое моторная алалия?

Моторная алалия — это тяжелое нарушение речевого развития, при котором у ребенка наблюдаются значительные трудности в формировании экспрессивной речи из-за органического поражения головного мозга. Основной причиной алалии чаще всего становится поражение речевых зон мозга плода, возникающее на фоне внутриутробной гипоксии, травмы во время беременности или родов, а также инфекционных заболеваний. У ребенка с моторной алалией нарушено произнесение слов, часто отсутствует лепет, а вместо слов он пользуется жестами, мимикой или отдельными звуками. Нарушения движений органов артикуляционного аппарата также характерны для данной формы речевого расстройства — ребенок неправильно двигает губами и языком, что мешает ему четко воспроизводить звуки и слоги.

Одним из основных признаков моторной алалии является бедный словарный запас: ребенок долгое время не говорит или использует отдельные слова в искаженном виде. Врач-невролог или логопед на приеме может определить характер и тяжесть речевого нарушения на основании клинических данных, обследования памяти, координации, активности и уровня речевого развития. Часто ребенок заменяет сложные слова более простыми, переставляет слоги или путает грамматические формы, а при этом понимание речи со стороны может быть сохранено частично или полностью. В некоторых случаях наблюдаются трудности в построении предложений, ребенок испытывает затруднения в воспроизведении даже двух-трех слов подряд.

Обязательно назначается электроэнцефалография, чтобы уточнить степень поражения мозга, а также проводится логопедическое и нейропсихологическое обследование. Педагогическая работа с детьми с моторной алалией предполагает применение коррекционных программ, направленных на формирование навыков речи, памяти, внимания, а также развитие слуха и координации. Важно начать занятия уже в возрасте 2–3 лет, чтобы снизить последствия речевого недоразвития в школьном возрасте. Лечение и коррекция алалии включают логопедические упражнения, медикаментозную поддержку, а также регулярные занятия в рамках нейропсихологической реабилитации.

Почему выбирают центр развития и нейроинтеграции «Природа разума»?

Специалисты нашего центра имеют высокую квалификацию и находят подход к любому ребенку. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Виды работ подбираются с таким расчетом, чтобы детям было интересно на занятиях.

С мая 2024 года научным руководителем центра является Татьяна Григорьевна Визель — доктор психологических наук, профессор кафедры специального дефектологического образования НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», участник создания Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН). Ее стаж научно-практической и преподавательской работы — более 50 лет.

resume

Индивидуальный подход

Наш коллектив профессионалов тщательно анализирует потребности каждого клиента, учитывает его уникальные характеристики и цели.

revenue

Качество программ и услуг

Наш центр постоянно обновляет свои программы, чтобы соответствовать последним тенденциям в области развития и коррекции.

teacher

Профессионализм

Высококвалифицированные специалисты, готовые предоставить поддержку и экспертное сопровождение на каждом этапе.

certificate

Доверие и репутация

Наша репутация основана на результатах, достигнутых нашими клиентами

Фотогалерея

Отзывы

Оставьте отзыв, мы обязательно его опубликуем

Ольга
мама 7-летнего ребенка
«Центр «Природа разума» стал для нас настоящим спасением! Нашему сыну всегда было трудно удержать внимание и сосредоточиться на заданиях. Благодаря индивидуально подобранной программе нейрокоррекции, он стал более уверенным в себе и успешно справляется с заданиями в школе. Мы гордимся его прогрессом и благодарны центру за помощь и поддержку!»

Логопедическая работа при моторной алалии

Моторная алалия – тяжелое нарушение речевого развития, связанное с поражением речевых зон головного мозга, чаще всего в левом полушарии. Патология обусловлена органическим повреждением центральной нервной системы, возникающим до или во время родов (асфиксия, токсикоз, родовые травмы), либо в первые месяцы жизни ребенка. Основные симптомы проявляются в виде невозможности произносить слова, бедного словарного запаса, нарушенного звукопроизношения и грамматического строя речи. Такие дети часто страдают нарушением системы связной речи, испытывают трудности в использовании глаголов, существительных, предлогов и правильно построенных предложений.

Первым этапом логопедической помощи является тщательное обследование состояния ребенка, включая оценку его интеллекта, эмоционального фона, моторики, состояния слуха и когнитивных функций. Важно учитывать, что дети с моторной алалией могут иметь сохранный интеллект, но из-за выраженной дисфункции речевой системы их развитие речи отстает от возрастной нормы. Иногда у них дополнительно наблюдаются симптомы дислексии, дисграфии или аутизма, что требует комплексного подхода со стороны команды специалистов: логопеда, дефектолога, педиатра, невролога.

Работа логопеда строится поэтапно и индивидуально, с учетом особенностей состояния ребенка. В первую очередь внимание уделяется формированию понимания обращенной речи, расширению словарного запаса и развитию навыков общения. Заниматься следует регулярно, а курс включает игровые методики, зрительные опоры, использование карточек, игровых предметов и интерактивных упражнений. Обработка звуков, слогов и слов проводится с акцентом на четкое произнесение и слуховое различение. Систематические упражнения позволяют ребенку постепенно перейти от простых слогов к полноценным фразам.

Особое внимание в логопедической коррекции уделяется формированию фонематического слуха и правильной артикуляции. Используются специальные упражнения на развитие моторики речевого аппарата (губ, языка, щек), а также на формирование ритма, интонации и дыхания. В зависимости от тяжести нарушений, коррекционные занятия могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Важно понимать, что лечение при моторной алалии — это длительный процесс, направленный на формирование полноценной речевой системы, начиная с самых простых речевых единиц.

Параллельно логопедическая работа включает в себя и развитие связной речи. Постепенно логопед помогает ребенку осваивать структуру предложений, понимать значение слов, уместно использовать части речи. Формируется понимание контекста, логика рассказа, последовательность событий. Работа с логопедом проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме, что позволяет активизировать коммуникативные навыки и развивать социальные контакты.

Многие дети с моторной алалией начинают говорить ближе к 5–6 годам, хотя первые признаки речевой активности могут проявиться и позже. В случаях тяжелых поражений мозга процесс развития речи может быть существенно затруднен, и ребенок будет пользоваться жестами или альтернативными способами коммуникации. В таких ситуациях логопед тесно сотрудничает с родителями, обучая их поддерживающим техникам и давая рекомендации по организации речевой среды дома.

Следует учитывать, что моторная алалия может быть как самостоятельным нарушением, так и следствием других патологий: например, черепно-мозговой травмы, перенесенных инфекций, синдрома Дауна, ДЦП или последствий гипоксии плода. Поэтому крайне важно пройти своевременное обследование и исключить органические причины. В этом помогают инструментальные исследования — ЭЭГ, МРТ, нейропсихологические тесты. В отдельных случаях врач-невролог может назначить медикаментозную поддержку.

Кроме индивидуальных занятий, в логопедическую программу входят элементы игровой терапии, арт-терапии, упражнений на развитие моторики. Также важно подключение специалистов по массажу, физиотерапии, педагогов по раннему развитию. Логопед координирует все направления и обеспечивает единый коррекционный план.

Профилактика моторной алалии включает предупреждение и раннее выявление внутриутробных патологий, снижение воздействия негативных факторов (алкоголь, инфекции, стрессы), своевременное медицинское сопровождение беременных, а также внимательное наблюдение за речевым развитием малыша после рождения.

Таким образом, логопедическая работа при моторной алалии — это системный, поэтапный процесс, который требует высокой квалификации специалиста, терпения родителей и регулярности занятий. Чем раньше начата коррекция, тем выше шансы ребенка на полноценное развитие речи и успешную социализацию.

Чем раньше начато лечение, тем выше шанс на успех! 

Моторная алалия не является приговором. Благодаря грамотной диагностике, индивидуальному подходу и своевременному лечению можно полностью компенсировать речевые нарушения. Записывайтесь на диагностику и начните путь к полноценному развитию речи уже сегодня!

Алалия может значительно повлиять на развитие ребенка, так как отсутствие речи затрудняет связи между психическим и социальным развитием. Сенсорная алалия характеризуется проблемами восприятия речи, тогда как моторная форма затрагивает волевой сферы и артикуляцию. Для успешной коррекции важно применять логопедический массаж, который помогает развивать словарный запас и улучшать произношение. У детей с алалией часто наблюдается гиперактивность, сложности с концентрацией внимания и другие нарушения психического развития. Важно вовремя обратиться к специалистам детской неврологии, чтобы пройти диагностику и составить клинический план лечения. Опытный остеопат, психолог и логопед помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и начать обучаться эффективному общению. Чтобы записаться на консультацию, можно оставить заявку или заказать обратный звонок.

Вопросы-Ответы

Как отличить моторную алалию от задержки речевого развития (ЗРР)?

Какие признаки моторной алалии у ребенка?

Как проходит диагностика моторной алалии?

Можно ли лечить моторную алалию в домашних условиях?

Какие методики используются для лечения моторной алалии?

Связана ли моторная алалия с другими расстройствами?

В каком возрасте можно диагностировать моторную алалию?

Какой прогноз при моторной алалии?

Записаться на занятие

    Контакты

    Адрес:

    115487, г. Москва, ул. Садовники, д. 2а

    Время работы

    пн-пт 09:00 - 19:00

    сб-вс 10:00 - 17:00

    Телефон:

    +7 (495) 147-07-62

    Прокрутить вверх