img--ar

Что такое нейропсихология и чем занимается нейропсихолог

Головной мозг, безусловно, является наиболее сложной и функциональной системой в человеческом теле, осуществляющей регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Нейропсихология открывает пути понимания, как мозговые процессы связаны с поведением человека.

Что такое нейрокоррекция

Введение в нейропсихологию

Эта наука является сравнительно новой областью исследования, она занимается исследованием когнитивных функций мозга, включая его способность к обучению, запоминанию данных и обработке числовой информации, а также изучению иностранных языков. Нейропсихология анализирует, как мозг перерабатывает информацию и управляет нашим вниманием, способностью к концентрации и переключению задач.

Нейропсихология фокусируется на анализе таких функций, как регуляция эмоций, разнообразные стили мышления и независимое принятие решений. Специалисты в этой области изучают, как мозговые структуры развиваются, и как это развитие влияет на физическую и когнитивную активность человека.

Развитие головного мозга подчиняется строгим биологическим правилам, а его сложные механизмы являются предметом детального анализа нейропсихологов. Они исследуют мозговую активность для идентификации зон развития и возможных проблемных областей в профессиональной деятельности или образовательном процессе.

Основные аспекты нейропсихологии:

  1. Клиническая нейропсихология. Занимается изучением серьёзных поражений мозга.
  2. Диагностическая нейропсихология. Оценивает умственные функции до и после вмешательства.
  3. Реабилитационная нейропсихология. Адресует восстановление умственных функций после повреждений.
  4. Экологическая нейропсихология. Исследует связь между экологическими проблемами и нейропатологиями.

Нейропсихология предлагает точные и проверенные методы для изучения мозговой активности. Этот раздел психологии способен определить биологические основы проблем в обработке информации и предложить способы коррекции, что существенно для развития детей и восстановления взрослых после неврологических нарушений.

Кому необходима помощь нейропсихолога?

В первую очередь к нейропсихологам обращаются родители, обеспокоенные атипичным развитием своих детей, которое не соответствует стандартным возрастным нормам. Забеспокоить может, например, отсутствие речи у ребенка в пять лет, проявления аутизма, такие как избегание общения во время игр, или наличие генетических заболеваний, включая синдром Дауна или церебральный паралич.

Также специалисты в области нейропсихологии оказывают помощь взрослым. Если у детей врачи концентрируются на развитии когнитивных функций, то у взрослых целью является коррекция уже сформировавшихся мозговых структур и восстановление утраченных или ослабленных нейропсихологических функций.

Когда стоит обратиться к нейропсихологу?

Признаки, указывающие на необходимость консультации нейропсихолога, могут варьироваться от легких когнитивных нарушений до серьезных психоэмоциональных расстройств и включают:

  • проблемы с запоминанием визуальной и аудиальной информации, нарушения речи;
  • чрезмерная утомляемость, частая унылость или апатия, повышенная потребность в сне;
  • нестабильное эмоциональное состояние, повышенная восприимчивость к инфекциям, затруднения с пространственной ориентацией;
  • неравномерный или крупный почерк, трудности с чтением или воспроизведением речи, проблемы с копированием рисунков или завершением слов;
  • невротические реакции, проблемы с концентрацией внимания, излишняя возбудимость.

Если у человека или его близких наблюдаются такие трудности, это может служить основанием для проведения нейропсихологического обследования. Основная задача специалиста состоит в том, чтобы определить сильные и слабые стороны мозговой деятельности и добиться их оптимального сочетания.

Истоки нейропсихологии

Исследование человеческого поведения, влияние на мысли и эмоции — эти задачи волновали человечество на протяжении всей его истории. В древние времена знания передавались через народные мудрости, пословицы и поверья. Античные умы уже вносили значительный вклад в развитие понимания человеческой психики, но систематическое научное изучение психологии началось лишь в эпоху Фрейда. До возможности использовать современные технологии для анализа работы мозга наши представления о психике основывались главным образом на теоретических предположениях и наблюдениях.

Зарождение нейропсихологии как уникальной научной дисциплины, объединяющей элементы медицины и психологии, связывают с именем Александра Лурия, выдающегося советского учёного-невропатолога. Лурия первым установил прямые связи между структурой мозга и психологическими процессами, исследуя, как поражения мозга влияют на психические функции и наоборот. Он разработал методы для диагностики и реабилитации пациентов, опираясь на сохранённые участки мозга для восстановления нарушенных функций.

Александр Лурия предложил концепцию, разделяющую мозг на три основных функциональных блока:

  1. Энергетический — управляет входящей информацией от внутренних органов, например, чувством голода, и поддерживает жизненные процессы.
  2. Операциональный — обрабатывает и хранит информацию, поступающую через органы чувств.
  3. Программирования и регуляции — контролирует двигательные и когнитивные функции и располагается в лобных долях мозга. Повреждение этой зоны может нарушить как физическую, так и мыслительную активность.

Евгения Хомская, ученица Лурии, продолжила его работы, фокусируясь на исследованиях психических последствий техногенных катастроф, в частности на изучении состояний людей, пострадавших от радиационного воздействия, таких как «чернобыльский синдром». Хомская развила психофизиологию поражений мозга, особенно в контексте взаимодействия мозговой активности и эмоционального состояния. Научные достижения Лурии и Хомской продолжают оставаться важными для современной психологии.

Особенности нейропсихологического развития детей

Развитие мозга ребёнка тесно связано с условиями, в которых проходила беременность матери. Проблемы в этот период, такие как осложнения при беременности или тяжёлые роды (например, кислородное голодание плода или инфекционные заболевания), могут существенно повлиять на когнитивные способности ребёнка.

Обследование у невролога рекомендуется уже в первый год жизни малыша. В случае обнаружения тревожных признаков малыша направляют к нейропсихологу. Специалисты в этой области ведут наблюдение за детьми с раннего возраста до 12 лет. Обычно к нейропсихологу обращаются, когда ребёнок достигает 8–9 лет — возраста, когда учебные требования усиливаются, и начинается активная учёба во втором классе. Затруднения с запоминанием материала или потеря уже усвоенной информации к следующему утру могут указывать на необходимость профессиональной диагностики и поддержки.

Поводы для обращения к детскому нейропсихологу в возрасте 6–7 лет включают:

  • неустойчивое эмоциональное состояние;
  • затруднения с выполнением заданий, требующих развития мелкой моторики;
  • проблемы с усвоением и запоминанием букв и цифр, перевёрнутое написание букв и слабые навыки чтения к началу второго класса.

Рекомендуется проходить нейропсихологическое тестирование в три ключевых момента: в 5–6 лет, перед поступлением в школу и дополнительно по мере необходимости, согласно указаниям медицинских специалистов. Восприимчивость и изменчивость детского мозга позволяет проводить коррекцию его функций до 10 лет, подчёркивая значимость своевременного наблюдения и вмешательства.

Применение нейропсихологии в логопедии

Речь человека служит главным инструментом для выражения мыслей. При нарушении речевых функций возникают трудности в коммуникации и восприятии, которые часто бывают вызваны различными патологиями или повреждениями мозга. Нейропсихология занимается изучением этих повреждений и разрабатывает стратегии для восстановления речевых способностей.

Эффективное развитие речи зависит от правильной работы трёх ключевых систем, упомянутых Александром Лурией: сенсорных органов, опорно-двигательной системы и периферийных органов. Кинезиология, которая работает в параллели с нейропсихологией, способствует развитию когнитивных функций через физические упражнения.

Техники и методики нейропсихологии

Нейропсихология использует две основные группы методов исследования:

  1. Сравнительно-анатомический метод — исследует взаимосвязь между структурой мозга и нервной системы, а также их взаимодействие с окружающей средой и поведенческими особенностями.
  2. Практический метод — включает применение инструментальных техник как КТ, МРТ и электроэнцефалографии для коррекции мозговых функций.

Нейропсихология, хоть и кажется более узконаправленной в сравнении с другими психологическими подходами, позволяет достоверно оценить и измерить эффект от терапевтических вмешательств. Изменения, будь то улучшение или ухудшение, могут быть непосредственно связаны с лечением, часто достигаемым без медикаментов, благодаря целенаправленным упражнениям.

Путь к профессии нейропсихолога

Для начала карьеры в нейропсихологии необходимо получить соответствующее высшее образование в области психологии или нейропсихологии. Дальнейшее образование может включать аспирантуру, защиту кандидатской и докторской диссертаций. Возможные карьерные пути включают работу клинического психолога в нейрохирургических отделениях или руководство специализированным отделением.

Также открыта возможность для частной практики и научной деятельности на международном уровне. Заработная плата нейропсихологов варьируется от 20 тысяч рублей для начинающих специалистов до значительно больших сумм для опытных профессионалов.

Детский нейропсихолог в «Природа разума»

В центре «Природа Разума» мы стремимся предоставить каждому ребёнку возможность полноценно развиваться в уникальной и вдохновляющей образовательной атмосфере. Наша цель — создать пространство, где ваш ребёнок сможет не только раскрыть свой потенциал, но и обрести новые знания и умения. Обращение к детскому нейропсихологу в нашем центре гарантирует получение квалифицированной поддержки на пути к личностному и профессиональному развитию.

Мы гордимся нашим коллективом специалистов, который предан идеалам создания образовательной среды, наполненной заботой и вниманием к каждому посетителю. В «Природа Разума» каждый ребёнок чувствует себя уверенно и комфортно, что является основой для успешного развития и освоения навыков. Наши нейропсихологи работают индивидуально с каждым ребёнком, чтобы определить его уникальные потребности и разработать персонализированную программу развития, которая поможет преодолеть возможные трудности и достичь новых высот в обучении и развитии.

Прокрутить вверх