img--ar

Нейропсихологический подход при подготовке к школе

Изображение, связанное с готовностью к школе

Готовность к школе – это термин, относящийся к подготовке ребенка к началу школьного образования. Он охватывает множество различных аспектов, таких как эмоциональное и социальное созревание, когнитивные способности, языковые и математические навыки, мелкую моторику и уровень самостоятельности. Созревание мозга – это длительный неравномерный процесс. Нейропсихологическая подготовка к школе стимулирует развитие определенных зон, которые позволят ребенку активно адаптироваться к новым условиям. Чем полнее эмоционально-волевая, социальная, физическая и умственная зрелость ребенка, тем успешнее он в учебе.

Показатели готовности к школе

Достижение состояния школьной готовности состоит из развития трех сфер: физической, когнитивной и эмоционально-волевой. Физическая Основными проявлениями зрелости здесь являются:
  • удовлетворительное здоровье и устойчивость к усталости;
  • нормальные зрение и слух;
  • правильно функционирующая артикуляционная система;
  • аккуратные, точные движения тела;
  • плавные движения рук;
  • знание пространственно-направленной ориентации;
  • знание правой-левой сторон;
  • сбалансированная динамика нервных процессов;
  • фиксированная латерализация (то есть преобладание одной стороны тела ребенка над другой).
Зрелость для начала школьного обучения в физической сфере – это правильное двигательное развитие в области крупной и мелкой моторики. Ребенок, готовый к обучению в школе, плавно движется, может поддерживать равновесие, демонстрирует правильный мышечный тонус, принимает правильную осанку тела, бегает, прыгает, ловко бросает и хватает мяч. В свою очередь, в области мелкой моторики (чрезвычайно важной в обучении письму) ребенок должен обладать способностью контролировать движение запястья и пальцев. Важны также скорость, точность движений рук и их адаптация к выполняемой деятельности. Эмоционально-волевая Среди необходимых условий успешного обучения и социального взаимодействия можно выделить:
  • желание и умение общаться со сверстниками и учителем;
  • самостоятельность и находчивость в основных повседневных делах;
  • способность адаптироваться в новой среде;
  • эмоциональный баланс;
  • дисциплинированность и соблюдение норм коллективного общения;
  • чувствительность к потребностям других;
  • исполнительность;
  • настойчивость;
  • добросовестность в поставленных задачах;
  • вера в себя;
  • умение переживать трудности;
  • самоконтроль своего поведения и выполняемой работы.
Правильный уровень эмоционального развития ребенка при переходе через порог школы считается ключевым, поскольку он определяет способность к самообладанию, соблюдение школьных правил, настойчивость в действиях и гармоничное взаимодействие со сверстниками, а также принятие замечаний Когнитивная О зрелости к началу школьного обучения в данной сфере свидетельствуют: правильное развитие функций восприятия, мышления, внимания, памяти и речи. При оценке умственной зрелости ребенка учитываются также функции, которые определяют овладение навыками письма и чтения, такие как: уровень зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, а также слуховой анализ и синтез. Ребенок, достигший школьной зрелости в интеллектуальной сфере:
  • проявляет познавательную активность и интерес к тому, что его окружает;
  • имеет желание учиться чтению, письму, математике;
  • использует грамматически правильную, артикуляционную речь;
  • понятным, логичным образом он передает свои мысли;
  • говорит о своих переживаниях и правильно формирует свои собственные суждения;
  • в течение длительного времени фокусирует внимание на определенной теме;
  • легко усваивает и фиксирует новые понятия, информацию;
  • использует имеющиеся знания на практике;
  • различает, сравнивает, воссоздает геометрические фигуры;
  • различает направления, положение, а также пропорции отображаемых графических форм;
  • запоминает простые мелодии, детские стишки;
  • выполняет анализ и синтез букв, звуков, слогов;
  • отображает;
  • читает простые слова;
  • знает основные математические понятия.

Как нейропсихолог определяет, готов ли ребенок учиться в школе?

Первоначальное наблюдение должно проводиться осенью, за год до поступления. На его основе разрабатывается план поддержки развития и коррекции для каждого ребенка, который в этом нуждается. Повторная диагностика проводится в начале апреля, так как к концу этого месяца родители должны получить информацию о том, готов ли их ребенок к обучению в школе. Психологические тесты являются еще одним важным инструментом, позволяющим оценить познавательные способности и интеллектуальную предрасположенность ребенка. Задачи, оценивающие развитие ребенка в физической области, включая мелкую моторику, также являются важным компонентом диагностики. Эти инструменты дают полную картину готовности ребенка к школьному обучению. Нейропсихологические упражнения для подготовки к школе В конечном счете оценка школьной готовности должна учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка. При необходимости нейропсихолог разрабатывает индивидуальную систему поддержки для развития определенных сфер. Сенсорные упражнения, которые регулируют эмоциональное равновесие, являются отличным способом помочь ребенку избавиться от беспокойства и плохого настроения. Они помогут ребенку полностью погрузиться в какую-то деятельность. Практика восприятия формы:
  1. Объедините картинки в пары.
  2. Дорисовать то, чего не хватает.
  3. Раскрасьте картинки.
Математическая игра: Во время игры ребенок должен самостоятельно бросать кости, пересчитывать точки на стене, перемещать пешку по маршруту, громко считая. После выполнения игры полезно напомнить ребенку, что означают определенные символы, установить правила игры – кто бросает первым и почему (например, бросает самый младший или самый старший, начинает игру тот, кто бросил 1 стежок или 6 стежков на кубике). Упражнения по схеме лица
  • застегните и расстегните не менее 5 пуговиц (размер и количество должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка);
  • завяжите и развяжите не менее 2 узлов;
  • вставьте и выньте не менее 3 ключей в замок.
Рассказ по картинам Это эффективные упражнения на развитие пассивной (понимание смысла слов и высказываний) и активной речи (умение говорить). Для детей, которые испытывают трудности с речью, с задержкой развития речи, могут быть полезны конкретные команды и вопросы. Тренировка памяти Перед ребенком необходимо сначала выложить набор, например, 6 изображений персонажей, животных, растений или транспортных средств. Из своего идентичного набора специалист сначала показывает одну картинку и откладывает ее. Задача ребенка – указать то же самое в его наборе. Количество изображений в наборе следует увеличивать, когда упражнение становится слишком легким. Физические упражнения

Изображение, связанное с подвижными играми Включают в себя подвижные игры на крупную моторику рук и ног. Перед началом упражнений, которые могут помочь развитию латерализации или улучшить зрительно-моторную координацию, стоит убедиться, что действительно нужно конкретному ребенку:

  • ходить по бордюру, сохраняя равновесие;
  • подниматься по лестницам, чередуя руки и ноги;
  • бросать мяч в правую и левую стороны;
  • захватывать предмет поочередно левой и правой рукой.

Перед тренировкой необходимо познакомить ребенка с понятиями правая/левая сторона тела. На начальном этапе упражнений при демонстрации с использованием собственного тела нужно стоять перед ребенком или рядом (когда напротив находится зеркало).

Прокрутить вверх